На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

vostokmedia

315 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Попов
    Пусть платят виновники бюрократической ошибки.«Живой труп» из П...
  • Александр Лесков
    Держава  БЫЛА велика,  да дождалась  презика-краснобая и дурака...Умер последний пр...

Один из старейших оркестров Приморья отметит юбилей

О том, как организована работа оркестра «за кулисами» Приморской краевой филармонии, корреспонденту агентства рассказал главный дирижёр, художественный руководитель Тихоокеанского симфонического оркестра, заслуженный артист РФ Анатолий Смирнов.

— Анатолий Павлович, у «руля» Тихоокеанского симфонического оркестра вы уже находитесь более пяти лет. Что изменилось с 2014 года?

Тихоокеанский симфонический оркестр — это коллектив с большой славной традицией и замечательной историей. Оркестр был основан в 1935 г. как оркестр Приморского радио. Главными дирижерами оркестра в разные годы были Д. Пекарский, А. Симонов, Г. Огарев, Б. Вернер, А. Гирш, Е. Шестаков, А. Тихонов, С. Борщев, Э. Уилер, А. Дашунин, С. Примак, Е. Кириллов, Э. Банько, М. Аркадьев. Особое место в этом ряду принадлежит В. Краснощеку, пришедшему в оркестр в 1958 году, и занимавшему пост главного дирижера без малого четверть века. Приморские любители классической музыки слушали выступления известных дирижеров, выдающихся исполнителей и многочисленные коллективы: М.Ростроповича, Е.Образцову, Э.Гилельса, А.Янсонса, В.Спивакова, Ю.Башмета, Л.Гинсбурга, К.Элиасберга, М. Шостаковича, В. Синайского, Д. Кабалевского, А. Каца, В. Андропова, П. Когана, М. Плетнева, Э.Грача, М. Аннамамедова, М. Щербакова, В.Горностаеву, Н. Штаркмана, В.Ашкинази, З.Долуханову, З.Соткилаву, В.Барсова, Н. Петрова, С. Стадлера, А.Диева, М.Лидского, Д. Хворостовского, Л.Казарновскую, Б.Андрианова, А.Баеву, Т.Куинджи, И.Почекина, А.Тростянского, Д. Крамера, Е.Мечетину, Национальный кадемический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Московский государственный академический симфонический оркестр, Ленинградскую академическую капеллу (рук. В. Чернушенко), академический большой хор «Мастера хорового пения» (рук. Л. Конторович), академическую русскую хоровую капеллу им. Юрлова, государственный академический русский народный хор им. М. Пятницкого, большой детский хор под управлением В. Попова, квартет им. Д. Шостаковича, квартет им. А. Бородина и многих других. За многие годы оркестром накоплен огромный репертуар: произведения композиторов эпохи барокко, классиков, романтиков, в том числе все симфонии и инструментальные концерты Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, музыка XX, XXI веков, сочинения дальневосточных авторов. На протяжении многих лет с оркестром выступали музыканты из Германии, Франции, Великобритании, Италии, США, Китая, Республики Корея, Японии.

В последнее время, по каким-то причинам, длительный период в Тихоокеанском симфоническом оркестре не было главного дирижера, что естественно отрицательно отразилось на всех вопросах, связанных с жизнью коллектива. Уход части оркестра в Приморский театр оперы и балета в 2013 году также внес часть своего «негатива».

Я возглавил оркестр ТСО в 2014 году, в тот период в оркестре работали 32 музыканта. Пришлось принимать экстренные меры, для того, чтобы оркестр смог «выжить» и начать процесс нормальной творческой работы. Был объявлен конкурс на замещение вакантных должностей и на сегодняшний день в составе оркестра работает 70 музыкантов. Это, можно сказать, «технические» изменения в жизни оркестра. Главное, чего нам удалось добиться за эти пять лет, так это качество звучания. Ведь в любой профессии качество является главным показателем успешной деятельности. За несколько лет оркестр стал звучать по-другому. Он стал «тонким», чувствительным и более профессиональным, чем был в 2014 году Это итог каждодневной работы, многочасовых репетиций, скрупулезной работы каждой из групп музыкантов.

Конечно, даже если нам удалось добиться определенного качества, это не значит, что мы всем довольны. Творческий процесс продолжается и по сей день: мы репетируем ежедневно по несколько часов. Совершенству нет предела! За пять с половиной лет мы сыграли более 200 концертных программ. Основа нашего репертуара — классическая академическая музыка. Мы играем лучшие творение великих композиторов: Чайковского и Рахманинова, Моцарта и Бетховена, Римского-Корсакова и Свиридова, Баха и Вивальди. И многих — многих других композиторов, которые составили славу мировой музыкальной культуры.

— Руководить оркестром не так-то просто. В чём заключается основная задача дирижёра?

— Задача дирижёра, как и любого руководителя, создать такие условия, чтобы каждый музыкант, чувствовал важность и ответственность своей работы. Сделать так, чтобы каждому музыканту было комфортно работать в этом коллективе. А это в первую очередь — дисциплина и высокий профессионализм каждого музыканта.

Оркестр — это большой коллектив, в котором очень важное место занимает чувство ансамбля. Большое место в нашей работе отводится групповым репетициям. На групповых репетициях уделяем большое внимание интонации, штрихам, фразировке. Это очень большая скрупулёзная работа, но она приносит свои плоды. К общим репетициям каждый музыкант приходит уже хорошо подготовленным.

Дирижёр отвечает за трактовку произведения, за чувство стиля. Каждая эпоха, каждый композитор имеет свой стиль и очень важно исполнить произведение так, как его задумал композитор, оставив нам в нотах свои мысли. Ноты передают только общий контур музыки, а все содержание должен найти и передать слушателям дирижер, через звуки, которые исполняет оркестр. Музыка — это большое многообразие выразительных средств. Тембр, темп, звуковедение, штрихи, характер, внутреннее наполнение и много других выразительных средств. Любую мелодию можно сыграть по-разному, в мажорном настроении, в минорном и т. д. Но главная задача дирижера — донести до слушателей то чувство, то состояние, которое дирижер почувствовал изучая партитуру, изучая стиль и эпоху, литературные первоисточники, жизнь композитора. Глубокое изучение партитуры наедине — первоочередная задача дирижера.

— Как формируется репертуар Тихоокеанского симфонического оркестра. Или он уже составлен на несколько лет вперёд?

— Я, как главный дирижёр и художественный руководитель оркестра, имею свободу выбора репертуара. Формирую программу всех концертов, которые даст в следующем сезоне Тихоокеанский симфонический оркестр. Концертный сезон начинается в сентябре, а в феврале — марте у меня уже есть проект программ концертов, которые мы предложим нашим слушателям в следующем концертном сезоне. После того, как программы составлены, мы их обсуждаем с художественным руководителем филармонии, художественным советом и директором филармонии. Вносим необходимые коррективы, решаем вопросы по поводу приглашений того или другого артиста. И уже после дополнений, утверждаем программы следующего концертного сезона. Так формируется репертуар ТСО.

— Программа концертов создаётся только для любителей классической музыки? Или только для средней возрастной категории зрителей?

— Утверждения о том, что филармонию посещают только люди средней возрастной категории, давно ушли в прошлое. В стенах учреждения культуры можно увидеть и самых юных приморцев, и молодых ребят, и людей средней возрастной категории, и граждан почётного возраста. Поэтому перед Тихоокеанским симфоническим оркестром, единственным профессиональным симфоническим оркестром Приморского края, стоит непростая задача — подобрать такой репертуар, чтобы заинтересовать как можно больше слушателей и зрителей разных возрастных категорий. Чтобы среди них были и любители классической музыки, и современных композиций, юные жители и гости региона и даже те, кто до этого ни разу не посещал Приморскую краевую филармонию. Стоит заметить, что в крупных российских городах есть несколько оркестров, специализирующиеся на том или ином направлении музыки. В областных городах России, где как правило есть только один профессиональный симфонический оркестр, весь этот большой репертуарный пласт и исполняет профессиональный симфонический оркестр региона.

При формировании репертуара я пытаюсь сделать так, чтобы одна программа была посвящена чисто классической музыке, другая — только современным композициям: музыке кино, к примеру, или Голливуда. Иногда мы в одном концерте совмещаем сразу два направления. В первом отделении мы можем сыграть классику, а во втором — лёгкую музыку, которая придётся по душе любому зрителю вне зависимости от возраста. Это и привлекает наших новых слушателей. Они понимают, что Тихоокеанский симфонический оркестр исполняет не только классическую академическую музыку, но и музыку современных направлений и течений. Для нас такие слушатели очень важны и мы исполняем для них современные и высокохудожественные произведения.

— Сезон в филармонии только начался, а 2019 год уже почти заканчивается. Каких успехов вам удалось достичь в этом году, и какими композициями уже успели насладиться приморцы в новом концертном сезоне?

— Текущий год выдался насыщенным для Тихоокеанского симфонического оркестра. Помимо того, что мы, как и обычно, выступали на сцене Приморской краевой филармонии, музыканты оркестра в прошлом сезоне дали несколько концертов в республике Корея, Японии и Китае, порадовали своими выступлениями жителей других районов Приморья. Традиционно новый 2019 год начался для нас программой Георгия Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель». Хотя мы исполняем это произведение ежегодно, преподнести его для зрителей мы стараемся по-разному. Поэтому одинаковой «Метели» у нас нет, что, кстати, интересно многим зрителям, кто не пропускал ни одной концертной программы в начале каждого нового года.

В дальнейшем к нам обратились представители Республики Корея и предложили исполнить оперные спектакли в рамках первого международного фестиваля. Конечно, мы не оперный оркестр, но мы были хорошо подготовлены. Перед отъездом прорепетировали оперы и отправились на гастроли. В оперном театре Сеула мы сыграли две оперы Джузеппе Верди «Травиата» и три оперы Джакомо Пуччини «Богема» с участием Корейского хора и солистов-вокалистов из многих оперных театров Азии.

В этом же гастрольном туре нам удалось сыграть несколько концертных программ, две из которых впечатлили не только меня, но и всех музыкантов Тихоокеанского симфонического оркестра. Один из концертов состоялся в зале вместимостью 6,6 тысячи человек. Потрясающая акустика, очень «чистый», небесный звук. У каждого музыканта оркестра был свой индивидуальный микрофон. И вот представьте: музыканты оркестра вместе с Корейским хором в 200 человек и ведущими солистами исполняют композиции в зале, который по размерам напоминает «футбольный стадион». Это был крайне эмоциональный концерт. Кроме того было очень яркое выступление оркестра на закрытии первого международного фестиваля, в лучшем концертном зале Сеула, в Артцентре, в зале вместимостью 2,5 тысячи мест. Мы там выступали совместно с Сеульским симфоническим оркестром. Это был совместный концерт двух оркестров — Русского и Корейского, совместно с Корейским хором в 200 человек и солистами-вокалистами. На этом фестивале мы сильно заявили о себе, о Тихоокеанском симфоническом оркестре, о Приморском крае. И сами смогли подчеркнуть для себя много нового и интересного.

После этих гастролей Тихоокеанский симфонический оркестр принял участие в фестивале «Дальневосточная весна». Мы сыграли концерт вместе с юными жителями Приморья, которые стали лауреатами региональных, российских и международных конкурсов, что стало центральным событием фестиваля. А на закрытии, мы исполнили зрителям шестую симфонию Петра Ильича Чайковского.

В летний период в филармонии закрывается очередной сезон. Ежегодно мы завершаем его концертом «Лето на бис», главной особенностью является то, что есть возможность любому желающему музыканту оркестра, стать солистом. Для нас это большой праздник, потому что зрители слышат своих же музыкантов, которые родились в Приморье, учились здесь, а теперь занимаются развитием культуры в своём же регионе.

Осенью мы очень ярко открыли свой очередной, а для Приморской краевой филармонии юбилейный сезон, где прозвучали очень яркие и широко известные произведений для оркестра: Увертюра из оперы «Сорока-воровка» Дж. Россини, «Испанское каприччио» Николая Римского-Корсакова, «Болеро» Мориса Равеля.

— В Международном джазовом фестивале вы тоже приняли участие?

— Конечно. Для нас это был настоящий эксперимент. Мы выступали вместе с замечательным музыкантом, популярным и виртуозным трубачом, композитором и оранжировщиком из Германии Себастьяном Студницким. В первом отделении концерта он выступал сам, а во втором к нему присоединился Тихоокеанский симфонический оркестр.

Почему для нас это был настоящий эксперимент? Отмечу, Себастьян Студницкий не только трубач, но и пианист. Он виртуозно владеет музыкальными инструментами и различным техническим музыкальным оборудованием. В этом концерте Себастьян Студницкий сначала играл на трубе, использовав музыкальный компьютер, с помощью которого его игра записывалась. Потом он включал запись, и зрители слышали то, что ранее сыграл музыкант. Но во время записи трубач продолжал играть, но уже другую мелодию. И, следовательно, получилось некое наложение двух музыкальных тем. Такой же музыкальный эксперимент был и во время выступления оркестра. Он сначала записал то, что мы сыграли. Потом мы играли уже совершенно другую музыку на фоне той музыки, которую уже сыграли раньше. Причём сам Себастьян Студницкий в это время импровизировал, играя одновременно на трубе и на фортепиано. Атмосфера в зале была завораживающей. Складывалось ощущение, что мы оказались в какой-то другой, возвышенной реальности.

— Чем вы планируете в дальнейшем удивить зрителей Приморской краевой филармонии?

— В концертном сезоне 2019–2020 годаъ мы планируем сыграть весь цикл «Все симфонии Моцарта». Симфонии Моцарта мы исполняем на протяжении 5 с половиной лет. В конце ноября мы сыграли 40-ю, одну из самых популярных симфоний композитора, а 13 марта 2020 года сыграем последнюю симфонию композитора № 41 «Юпитер».

13 декабря в филармонии состоится концерт оркестра с участием Владимира Логунова (виолончель) и лауреата международных конкурсов Ивана Кулиговского (фортепиано). Для любителей н почитателей нашего оркестра мы сыграем концерт для виолончели с оркестром Н. Мясковского и концерт № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского.

Потом у нас состоятся два концерта в Китае 15 и 16 декабря, и в конце декабря наших слушателей и зрителей ждут два замечательных новогодних концерта. Это «Венецианский карнавал», который состоится 27 декабря. Концерт, в котором солисты филармонии в один миг становятся «сказочными героями»: надевают карнавальные костюмы (а без них здесь никак), маски. А вот в предпраздничный день, 30 декабря, на бал всех «пригласит» Иоганн Штраус. Мы сыграем самые популярные вальсы, марши, польки выдающегося композитора. Настоящий праздник для зрителей, и для музыкантов в том числе.

В январе мы продолжим создавать волшебную атмосферу в филармонии. В начале следующего года, 10 января мы приглашаем всех жителей и гостей Владивостока на традиционную программу «Метель», о которой ранее я уже упоминал. В дальнейшем, в весенний период, в праздничной и торжественной обстановке мы отметим 85-летний юбилей Тихоокеанского симфонического оркестра, примем участие в фестивале «Дальневосточная весна», а также в концерте, посвящённом Дню Славянской письменности и культуры. Это всегда радостное событие для приморцев. Мы пытаемся сделать так, чтобы история развития России с самого раннего времени и по сегодняшний день ассоциировалась не только с учебниками и рассказами, а ещё и с музыкой того или иного периода. Особенно интересна такая программа детям. Они с огромным удовольствием слушают выступление оркестра и смотрят на видеоряд, в котором отражен большой период истории России, от VIII до ХХI века. Внимательно впитывают ту информацию, которая сопровождает весь этот замечательный концерт-лекцию.

Не пройдёт этот сезон и без выступлений с ведущими музыкантами России. У нас уже есть договорённость о том, что в 2020 году Тихоокеанский симфонический оркестр выступит вместе с ведущим российским пианистом, народным артистом России Денисом Мацуевым.

Ждем наших постоянных слушателей и зрителей на концертах Тихоокеанского симфонического оркестра и на нашем юбилейном концерте, который состоится 10 апреля 2020 года.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх